Внеклассные мероприятия


11. Конкурс  «Феодальное поместье»

Найдите на плане:

а) замок;

б) деревню;

в) лесные угодья;

г) реку;

д) пастбище;

е) пахотные земли;

ж) огороды



Внеклассное мероприятие  «Занимательная история»
для учащихся 6 класса.

          Автор: Загорская Л.И.
Цель мероприятия: закрепить знания учащихся по истории Средних веков.
Форма проведения:  викторина
Задачи мероприятия:
-повторить в игровой форме  ранее изученный материал;
-развить у учащихся интерес к истории, к средневековой  культуре;
-создать условия для проявления творческих возможностей учащихся, умения работать в группе;
-развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.
Оформление:
столы для команд – участников, стулья для зрителей, стол для жюри;
Эпиграф на доске:
«История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни» (Цицерон).

Проведение данного внеклассного мероприятия – викторины рекомендовано для учащихся  6 класса, изучающих историю Средних веков по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений  Е.В. Агибалова, Г.М. Донской Л. М.; Просвещение, 2011 г., кроме того викторину можно проводить как отдельное внеклассное мероприятие.
Структура мероприятия:
1. Орг. момент
2. Приветствие команд
3. Разминка
4. Конкурс «Арбалетчиков».
5. Конкурс «Рыцарское поведение и обычаи»
6. Конкурс эрудитов.
7. Конкурс «История в датах».
8. Конкурс « Что здесь лишнее».
9. Конкурс капитанов.
10. Конкурс болельщиков.
11. Конкурс  «Феодальное поместье»
12. Подведение итогов внеклассного мероприятия. Рефлексия. Награждение команд

Ход внеклассного мероприятия:
В игре – викторине принимают участие учащиеся 6 класса, которые делятся на 2 команды по 4-6 человек, знакомятся с правилами игры, ее структурой. Каждая команда выбирает название для своей команды, девиз, капитанов.
1. Орг. момент
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами проводим увлекательную интеллектуальную игру (викторину) по истории Средних веков. Прошу команды занять свои места.   
Сражение сейчас начнется непростое:
Стремясь завоевать победу,
Вы копья будете ломать
В интеллектуальном поединке.
Роль зрителей – смотреть и слушать со вниманьем.
А чтоб турнир не превратился в драку,
А рыцари – в разбойников с большой дороги,
У нас есть строгий здесь учитель, то есть я,
Который может
В мгновенье ока первенство отнять
И передать достойному. Ну что же,
Ни пуха, ни пера! Сражайтесь честно,
И пусть сегодня победит сильнейший.
Итак, мы начинаем первый конкурс.
  
2. Приветствие команд
Команды поочередно встают, называют название, озвучивают девиз. Максимальное количество баллов – 5.

3. Разминка
Каждая команда получает карточки, на которых написаны  пять исторических терминов. В течение 3 минут командам необходимо написать определения к этим терминам. За каждый правильный ответ -1 балл.


1 команда
2 команда
1. Аббат – (руководитель монастыря).
2. Пергамен-( бумага из кожи молодых телят).
3.  Замок –(жилище феодала).
4.  «Щитовые деньги»-(особый взнос королю).
5. Рыцарь - ( конный воин).
1. Дружина – (постоянный отряд).
2. Хроники – (летописи).
3.  Донжон – (главная  башня).
4.  Десятина - (особый налог на содержание церкви).
5. Ратуша – (здание городского совета).

4. Конкурс  «Арбалетчиков».

- В этом конкурсе вам как рыцарям Средневековья нужно продемонстрировать свою меткость и знания.

В сегодняшнем турнире оружием станет эрудиция. Поочередно вы должны быстро ответить на вопросы. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости? (Турнир)

2. Что необходимо рыцарю для турнира? (Лошадь)

3. Какое основное состязание происходит на турнире? (Скачки)

4. Кроме лошади, что должен иметь рыцарь, явившись на турнир? (Доспехи)

5. Оружие, которым посвящали в рыцари? (Меч)

6. Крупный собственник земли в Средние века? (Сеньор, феодал)

7. Как называлось жилище крупного феодала в Средние века? (замок)

8. Вассал герцога или графа и сеньор рыцарей? (Барон)

9. Кто входил в феодальную лестницу? (Король, герцоги и графы, бароны, рыцари)

10.Отличительный знак рыцарского рода? (герб)

11.Главная башня замка? (донжон)

12.Рубаха, сплетенная из железных колец? (кольчуга)

13. Металлическая пластинка с прорезями для глаз на шлеме рыцаря? (забрало)

14. Во сколько лет можно было стать оруженосцем? (15 лет)

15. Что было главным событием в жизни рыцаря? (посвящение в рыцари)

16. Кто объявлял имена рыцарей на турнирах? (герольды)

5. Конкурс «Рыцарское поведение и обычаи».

Пятого конкурса настал черед:
О нравах рыцарских здесь речь у нас пойдет.

Команды получают по отрывку из разных средневековых поэм. Нужно прочесть их и ответить на вопросы. Максимальное число баллов в этом конкурсе – 5.

^ Задание первой команде:

В немецкой эпической поэме “Песнь о Нибелунгах” описывается праздник в земле правителя:

Две полные недели тянулся пир честной,
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,
И развлекались гости, как было им угодно.
Не пожалел казны на них хозяин благородный.
Одеждой, и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.

Здесь отмечена характерная черта рыцарского поведения и обычаев. Какая? Чем вы можете объяснить такое поведение и обычаи? (Щедрость. Богатство. Рыцари стремились тратить много денег  в присутствии  людей, чтобы укрепить авторитет среди людей своего круга).

^ Задание второй команде: В немецкой эпической поэме “Кудруна” (XIII век) описан идеальный рыцарь, или, как тогда говорили, “Рыцарь без страха и упрека”:

Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им славные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки, и песни на родине пели.

Какими чертами идеального рыцаря наделен в поэме благородный герой? Как вы думаете, чему он был обучен? Что входило в понятие рыцарской чести? (Герой поэмы храбр, отважен, щедр, бескорыстен, он защищает слабых. Его обучали верховой езде, владению оружием, куртуазности. В понятие рыцарской чести в Средние века входили: верность сеньору, подвиги во имя Прекрасной Дамы, борьба с неверными).

6. Конкурс эрудитов.
От каждой команды приглашаются по 2 ученика (по желанию).
Учащиеся  получают на карточках задание, на которых написаны выражения и ребятам необходимо определить кому они принадлежат? За каждый правильный ответ – 5 баллов.
«Когда Адам пахал, а Ева пряла,  кто тогда был дворянином?» (Д.Болл).
«Дворяне – главный нерв государства» (Ришелье).
«Государство это - я» (Людовик ХIV).
«Лучше потопить землю, чем потерять её» (морские гёзы при осаде Лейдена).
«На этом стою и не могу иначе» (Мартин Лютер).

7. Конкурс «История в датах».
Ну, какая история без дат (хронологии). Поэтому знание хронологии очень важно. Вот и проверим, как вы знаете даты. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задания для первой команды:
500 г,  1054 г., 1381 г., 1492 г.
Задания для второй команды:
843 г.,1204 г., 1453 г., 1498 г.

8. Конкурс «Что здесь лишнее»?
Необходимо в ряду терминов найти один выпадающий (не подходящий по смыслу).
Задание для первой команды:
Шелк, раджа, фарфор, пейзаж, порох.
Задания для второй команды:
Медресе, каллиграфия, инквизиция, арабески, мечеть.

9. Конкурс капитанов.
В средневековой истории было много войн. И сейчас в этом конкурсе мы проверим  ваши знания в этой области. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Когда состоялся первый крестовый поход?  (1096г)
2. Какой город крестоносцы взяли после осады в 1099 году? (Иерусалим)
3.Что завоевал герцог Нормандии в 1066 году? ( Англию).
4. Между какими государствами  шла Столетняя война? (между Англией  и Францией).

10. Конкурс болельщиков.
В течение всей игры болельщики команд переживали за свои команды. И сейчас в этом конкурсе у них есть возможность помочь своей команде получить дополнительные баллы для своей команды.
Итак, блиц - опрос для болельщиков. Вопросы задаются поочередно. В случае неправильного ответа или отсутствия ответа вопрос переходит к болельщикам другой команды.
За каждый правильный ответ - 1 балл.
1. Когда и где мирные домашние животные вдруг «пожрали людей» (Англия, огораживание);
2. Каково расстояние между Константинополем и Царьградом? ( Это разные названия одного города).
3. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).
4. Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы).
5. Назовите любимые развлечения рыцарей (пиры и турниры).
6. На каком языке преподавали в средневековых университетах (на латыни).
7. Кто такие шерифы? (Королевские чиновники).
8. Что такое диспуты? (Словесные поединки)







Подведение итогов внеклассного мероприятия - викторины. Рефлексия.
Награждение победителей.









Материалы для команд:

1. Аббат
2. Пергамен
3.  Замок
4.  «Щитовые деньги»
5. Рыцарь.




В немецкой эпической поэме “Песнь о Нибелунгах” описывается праздник в земле правителя:

Две полные недели тянулся пир честной,
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,
И развлекались гости, как было им угодно.
Не пожалел казны на них хозяин благородный.
Одеждой, и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.

- Здесь отмечена характерная черта рыцарского поведения и обычаев. Какая? Чем вы можете объяснить такое поведение и обычаи?




Задания для первой команды:

500 г,  1054 г., 1381 г., 1492 г.




Задание для первой команды:

Шелк, фарфор, раджа, пейзаж, порох.










1. Дружина
2. Хроники
3.  Донжон
4.  Десятина
5. Ратуша.




В немецкой эпической поэме “Кудруна” (XIII век) описан идеальный рыцарь, или, как тогда говорили, “Рыцарь без страха и упрека”:

Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им славные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки, и песни на родине пели.

- Какими чертами идеального рыцаря наделен в поэме благородный герой? Как вы думаете, чему он был обучен? Что входило в понятие рыцарской чести?




Задания для второй команды:

843 г.,1204 г., 1453 г., 1498 г.


Задания для второй команды:

Медресе, каллиграфия, арабески, инквизиция,  мечеть.










«Когда Адам пахал, а Ева пряла,  кто тогда был дворянином?».
«Дворяне – главный нерв государства».
«Государство это - я».
«Лучше потопить землю, чем потерять её».
«На этом стою и не могу иначе».








«Когда Адам пахал, а Ева пряла,  кто тогда был дворянином?».
«Дворяне – главный нерв государства».
«Государство это - я».
«Лучше потопить землю, чем потерять её».
«На этом стою и не могу иначе».




«"Традиции и обычаи наших предков"»

Внеклассное мероприятие по истории
«Традиции и обычаи наших предков».
Цели: 
Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян.
Привлечь ребят к изучению славянской мифологии.
Ход игры:
Ведущий:
Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.
Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?
Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение.
И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру – “Традиции и обычаи наших предков".
Прежде чем начать игру я прошу вас придумать название своей группе и изобразить ваш талисман, который древние славяне называли оберег.
Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.
В мир древних славян ведут три дороги. Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому Древу. Каждая команда выбирает дорогу, по которой отправляется в путь. Правильно отвечая на вопросы, команда получает жетоны в виде листочков, на которых написано количество баллов, полученное за выполненное задание. После выполнения всех заданий вы подсчитываете общее количество баллов своей команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.
И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.
– Кто это? Баба Яга!
Задание № 1.
Ведущий:
Вопрос первой команде:
Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? (“Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом”.)
– А почему избушка стоит именно таким образом? (Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей - мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.)
Вопрос второй команде:
–Какими словами Баба Яга встречает путников? (“Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь”)
А почему именно такими словами? (Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький домик (“избушка на курьих ножках”). Его называли “домом мертвых”. Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)
Вопрос первой команде:
– Что это такое: “Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь”? (Клубок)
Вопрос второй команде:
– Как этот предмет связан с Бабой Ягой?
(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.)
Задание № 2.
Ведущий:
Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи.
Вопрос первой команде:
– Откуда пошло выражение “Что на роду написано, того не миновать”?
(Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение “Что на роду написано”.)
Вопрос второй команде:
– Откуда пошли выражения: “Чур, меня!”, “Чур, мое!”, “Чур, тебе на язык!”?
(Чур – божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: “Чур, побереги меня!”, то есть “Чур, меня!”. Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: “Чур, мое!”. Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: “Чур тебе на язык”, – и злое пожелание не сбудется.)
Ведущий:
Знаете ли вы: С именем какого славянского бога связано выражение: “После дождичка в четверг”?
(Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)
Ведущий:
И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.
Задание № 3.
Ведущий:
Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? (Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает баллы.)
Вопрос первой команде:
– Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?
(Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: “Шел, нашел, потерял”. А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.)
Вопрос второй команде:
– Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?
(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)
Ведущий:
– Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?
(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)
Задание № 4.
Ведущий:
В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них. Команды по очереди называют известные им суеверия, назвавшая последней получает баллы.
Задание № 5.
Ведущий:
И вновь командам предлагаются вопросы:
Вопрос первой команде:
– У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.
(Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)
Вопрос второй  команде:
– Почему розги на Руси делали из берёзы?
(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)
Вопрос первой команде:
– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения?
(“Ложись спать, утро вечера мудренее”.)
Вопрос второй  команде:
– Что значил у славян этот совет?
(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)
Задание № 6.
Ведущий:
Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян вы знаете? (Команды по очереди называют праздники, назвавшая последней получает баллы.)
Подведение итогов, награждение.
Ведущий:
Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок давайте произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость:
Прочь отступите, чудовища, все,
Явится Русь перед вами в красе.
Вам ли, чудовища, наши сокровища –
Молодость, силушку
Спрятать в могилушку!
Вам ли всю Русь погубить?
Вам ли свалить великана-гиганта?
Есть у него три бессмертных таланта:
Верить, терпеть…и любить!








Комментариев нет:

Отправить комментарий