Иван Сирко
https://www.youtube.com/watch?v=tI8LjUKwyDE
Кирило Розумовський: https://www.youtube.com/watch?v=0DMJEUpyQ6o
Иван Богун:https://www.youtube.com/watch?v=5IOhL4UKJrc
Петро Калнишевський:ttps://www.youtube.com/watch?v=UMedVPKWh2U
Петро Сагайдачний https://www.youtube.com/watch?v=Uit6LwJxDzo
«Отечественная война 1812 года»
Данный кроссворд может быть использован в 8 классе в качестве контроля знаний после изучения темы. Учащиеся могут разгадывать его как индивидуально, так и разбившись на пары или небольшие группы.

Задания по горизонтали:
2. Река, при переправе через которую погибла большая часть отступающей армии Наполеона.
3. Василиса … - руководитель крупного крестьянского партизанского отряда.
7. Село в 120 километрах от Москвы, при котором состоялось решающее сражение русской армии с армией Наполеона
9. Атаман, командовавший казачьими частями во время Отечественной войны 1812 г .
10. Герой Отечественной войны, погибший во время восстания декабристов.
12. Русский полководец, командовавший русской армией с августа 1812 года.
14. Герой Отечественной войны, генерал от кавалерии. При Бородино командовал корпусом, защищавшим Курганную высоту.
Задания по вертикали:
1. Город, который Наполеон так и не смог взять после отступления из Москвы, хотя французская армия штурмовала его 7 раз.
2. Деревня, в которой состоялся знаменитый совет штаба русской армии после Бородинской битвы и на котором было решено оставить Москву.
5. Российский император, находившийся на троне во время Отечественной войны 1812 г .
6. Герой Отечественной войны, полководец, получивший смертельное ранение в битве при Бородино.
8. Город, в котором соединились отступающие 1-я и 2-я русские армии.
11. Русский офицер, один из основателей партизанского движения.
13. Село, в котором разбила лагерь русская армия после отступления из Москвы.
Ответы:
По горизонтали:
|
По вертикали:
|
2. березина
3. кожина
7. бородино
9. платов
10. милорадович
12. кутузов
14. раевский
|
1. малоярославец
4. фили
5. александр
6. багратион
8. смоленск
11. давыдов
13. тарутино
|
Честно говоря, у меня не было желания затрагивать эту тему. Некоторое время наблюдал за возвеличиванием Мазепы, которое сейчас бытует в Украине, и говорил себе: должна же страна иметь героев; хотя каждый национальный герой, по большому счету, функционирует как миф; и в этом смысле Иван Степанович Мазепа не является исключением. Наконец, можно было закрыть глаза и на то, что миф об этом гетмане не совсем отвечает реалиям, а конструктивный момент данного мифа выглядит проблематично. Однако события последнего времени в Украине и вокруг нее заставили взглянуть на эту проблему несколько иначе. Мазепа, его деяния являются словно зеркалом современного украинского политикума.
Мазепа мифический
Конечно, Мазепа — непростая историческая фигура. Но есть ли простые исторические фигуры. При желании в действиях любого персонажа прошлого можно найти и светлые, и темные стороны.
Среди украинских гетманов как политик он был далеко не худшей фигурой. Однако если в целом проанализировать деятельность Мазепы, то увидим больше поражений, чем побед. Сокрушительным поражением закончилась его жизнь, когда гетман потерял власть и вынужден был бежать с Украины.
Но неудачи гетмана после его смерти превратились в «победы». Вокруг личности Мазепы начали создаваться мифы. В этом смысле гетману очень повезло. Во всяком случае хорошо известны два мифа Мазепы — романтический миф любовника и националистический миф о Мазепе, который будто бы боролся за независимость украинских земель от России.
В 1818 г. вышла поэма известного английского романтика Байрона «Мазепа». Сюжет произведения сводится к тому, что старый Мазепа, проиграв Полтавскую битву, поведал королю Карлу ХІІ о своем любовном приключении в молодые годы. Байрон сумел создать поразительный образ Мазепы, который привязан к спине коня, несется по землям Польши и Украины. Этот образ с легкой руки поэта и вошел в тогдашнюю европейскую литературу.
В конце ХІХ — в начале ХХ вв., когда в Европе развернулись национальные движения и наступила «эра национализма», Мазепе повезло во второй раз. В украинской литературе начал создаваться образ Мазепы-националиста, борца за независимость Украины. В определенном смысле это была реакция на русскую националистическую литературу, где Мазепа подавался как «предатель» и враг царя Петра I.
Созданию мифа Мазепы как борца за независимость Украины способствовала не столько научная литература, сколько популярные издания, а также художественно-литературные. Особенно роман-трилогия Богдана Лепкого «Мазепа».
Своеобразный культ Мазепы сформировался в украинской диаспоре на Западе, где появляются научные исследования, в которых прослеживается попытка представить Мазепу в образе украинского созидателя государства. Особенно много в этом плане сделал Александр Оглоблин. Нужно отдать должное: он был прекрасным знатоком как документального материала «мазепинской эпохи», так и «мазепинского фольклора». Однако внимательно почитайте его работы, в частности, монографию «Іван Мазепа та його доба», и вы увидите, что часто фактаж, который здесь приводится, не совсем отвечает выводам.
Последователь Макиавелли?
В некоторых работах о Мазепе встречаемся с мыслью, что он был политиком макиавеллевского типа. Николо Макиавелли в своем знаменитом произведении «Государь» рекомендует политикам действовать цинично, не особенно оглядываясь на договоренности. Как будто так и действовал Мазепа. Однако делает ли это ему честь? Наконец, макиавеллизм в политике далеко неоднозначное явление.
Попробуем проследить политическую карьеру Мазепы. К сожалению, немного документов, которые касаются его деятельности в догетманский период. Известно: некоторое время он служил у гетмана Петра Дорошенко, который управлял Правобережной Украиной. Потом как будто не по своей воле перешел на службу к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу.
Последний был непростой фигурой. Можно в его действиях найти немало негатива. Однако нужно отдать должное Самойловичу: он пытался создать в своей автономной Гетманщине действенные государственные структуры, наладить дисциплину, порядок. Однако такие действия не понравились казацкой старшине. Ее высокопоставленные представители предали гетмана, написав на него донос в Москву.
В принципе, предательство в то время в политике Украины стала обычным явлением. Похоже, на него даже не обращали внимание. Как и сейчас... Посмотрите, как легко наши политики отказываются от своих взглядов, принципов, предают избирателей, переходят из одной партии в другую и т.д. и т.п. А общество в целом спокойно реагирует на такие вещи.
Среди подписантов доноса на Самойловича имя Мазепы не фигурировало. Однако можно не сомневаться: он принимал участие в заговоре против гетмана. Авторам доноса Мазепа щедро отблагодарил. Став гетманом, он раздал им имения, дал должности. Среди обласканных был и Василий Кочубей, кум Мазепы. Кочубея гетман назначил генеральным писарем — хотя тот писать нормально не умел. Зато со временем гетманский кум написал донос на своего благодетеля.
Вам это ничего не напоминает из истории нынешней независимой Украины?
Падением Самойловича лучше всего воспользовался Мазепа. Дав Василию Голицину, любовнику московской царевны Софьи, взятку в размере 10 000 рублей (на то время — огромная сумма), Мазепа обеспечил себе избрание, фактически — назначение на гетманство. 25 июля 1687 г. в казацком лагере на реке Коломаке состоялись «свободные выборы». На них было около 2 000 казаков, собственно, незначительная часть казацкого войска. Со всех сторон казацкий лагерь окружили российские войска. В такой ситуации с Мазепой никто не мог бороться.
Такой макиавеллизм дорого стоил украинцам. Свержение Самойловича стало очередным шагом в плане ограничения прав украинской автономии. Мазепа, желая прийти к власти, подписал так называемые Коломацкие статьи, которые делали гетмана марионеткой московского царя.
Статьи обязывали украинскую власть предпринять ряд шагов в пользу Москвы, разрешалось пребывание российских гарнизонов не только в Киеве, Чернигове, Переяславе, Нежине и Остре, а даже в гетманской столице Батурине. В этих статьях появился пункт о том, что гетман обязан всячески содействовать сближению украинцев и русских, в частности, заключению браков между ними. Запрещалось говорить, что Малороссийский край находится под управлением гетмана; в данном случае положено было говорить, что он управляется царем.
Тем, кто считает Мазепу борцом за украинскую государственность, рекомендую перечитать упомянутые Коломацкие статьи, а также обратиться к тому контексту, в котором они подписывались. В тогдашнем Московском царстве возникли серьезные проблемы. На престоле находилось два царя-правителя — болезненный Иоанн и малолетний Петр. Реально же Московией управляла царевна Софья Алексеевна со своим любовником Голициным. Назревал серьезный конфликт.
Гетман Самойлович, пользуясь обстоятельствами, начал укреплять власть и постепенно дистанцироваться от Москвы. И вот вместо того, чтобы объединиться вокруг гетмана, старшина, в т.ч. и Мазепа, выступают против него. Как результат — права Гетманщины ограничиваются.
Был ли Мазепа антироссийским политиком?
При чтении некоторой литературы создается впечатление, как будто Мазепа только и думал, как порвать с Москвой и ждал подходящего момента.
На самом деле, в данном случае желаемое принимается за действительное. У гетмана была пророссийская ориентация. Это удостоверяют и многочисленные документы, и деяния Мазепы. Гетман не раз и не два ездил в Москву, давал там щедрые взятки, решая свои дела. В Москву даже с «визитом вежливости» ездила его мать.
Мазепа писал верноподданнические письма царю, выполнял его указания, посылал украинцев в военные походы, которые проводил царь, отправлял их на строительство Петербурга, где те массово гибли. В то же время подавлял антироссийские выступления, например, восстания под руководством Петрика (Петра Иваненко). Помогал подавлять и антиправительственные выступления в самой России.
Несмотря на все нюансы, на определенную неудовлетворенность российской властью, Мазепа оставался верным царю и связывал свою судьбу с Московией. Мало кому известен факт, что гетман скупал земли за пределами Гетманщины, на территории России. Мазепа уделял большое внимание хозяйственному развитию этих новоприобретенных имений. Возникает простой вопрос: если Мазепа вынашивал тайные планы отсоединиться от России, то для чего это было ему надо?
Также он хотел породниться с князем Александром Меншиковым. Последний относился к близким друзьям царя Петра. Опять возникает вопрос: для чего это было надо «тайному сепаратисту»?
До «предательства» в лице Мазепы российская верхушка видела верного вассала. Его поддерживали, награждали. Он стал одним из первых кавалеров ордена Андрея Первозванного. Особым доверием пользовался у царя Петра.
Российская исследовательница Т. Таирова-Яковлева считает, что Мазепа немало сделал для становления Российской империи. И она права. Гетман помогал царю Петру, выручал его в сложных ситуациях, давал ценные советы. Воспитанные на его попечении кадры интеллектуалов (прежде всего Ф. Прокопович и С. Яворский) сыграли важную роль в религиозно-идеологическом «обеспечении» молодого имперского государства.
Мазепа конструктивный
Кое-кому может показаться, что автор пытается «очернить» Мазепу. Это не так. Повторю: Мазепа, без сомнения, был талантливым человеком. Даже можно утверждать: это был один из лучших гетманов Украины. Другое дело, какими талантами обладал Мазепа и как он их использовал.
В то время важным для гетмана был талант военный. Был ли Мазепа талантливым полководцем? Ей-ей, нет. Вы помните хотя бы одну известную битву, которую выиграл Мазепа? Наконец, у него не было ни надлежащего военного образования, ни подготовки. Мазепа имел другие таланты — административный, хозяйственный, дипломатический. А еще неплохо умел интриговать, что для политика является делом не последним. В стабильном государстве, которое не имеет геополитических проблем, он был бы прекрасным правителем. И в тех непростых обстоятельствах, в которых Мазепе пришлось действовать, гетман сделал немало.
Во-первых, гетман сумел предохранить земли своего государства от военных действий. «Мазепинские времена» — это времена мира. Правда, за этот мир пришлось дорого заплатить. Как уже отмечалось, гетман посылал украинцев на войны, которые вело Российское государство, отправлял их на строительство Петербурга, где те массово гибли. Но все же, несмотря на это все, земли Левобережной Украины получили возможность относительно нормально развиваться в плане хозяйственном и культурном.
Во-вторых, Мазепа был прекрасным хозяйственником. В своих имениях сумел наладить эффективную систему ведения хозяйства. Результатом эффективной хозяйственной деятельности было то, что Мазепа сумел сосредоточить в своих руках огромные финансовые ресурсы и стал одним из самых богатых олигархов тогдашней Европы.
В-третьих, став гетманом, он пытался наладить действенное функционирование институтов Украинского государства, беря за образец часто Польшу. Мазепа стремился дисциплинировать своих подданных, свести к минимуму их анархичность. Об этом свидетельствуют и его высказывания, и его действия, которые вызывали непринятие со стороны различных слоев населения, особенно со стороны запорожских казаков. Отсюда нелюбовь к гетману, постоянные его конфликты с запорожцами, утверждения, что он лях и т.п. Поэтому Мазепа не стал народным любимцем и героем фольклорных произведений.
В-четвертых, будучи неплохим дипломатом, гетман проводил относительно сбалансированную внешнюю политику, которая была важным фактором обеспечения стабильности в Украинском государстве. Хотя Украина испытывала безумное давление со стороны трех больших государств — Московии, Речи Посполитой и Турции.
В-пятых, пожертвования гетмана на церковь объективно содействовали развитию украинской культуры. Именно во времена Мазепы и благодаря его содействию развивалась Киево-Могилянская академия, на которую он дал щедрые пожертвования. Сформировалась когорта блестящих интеллектуалов, которые внесли заметный вклад и в украинскую, и русскую культуры. Сам Мазепа был довольно образованным и культурным человеком. С мазепинскими временами связана деятельность летописцев Самовидца, Григория Грабянки, Самийла Величко. Также украинское барокко, которое сейчас является предметом нашей гордости, в значительной степени обязано Мазепе.
Перед Мазепой как хозяйственником, администратором, дипломатом, стоит склонить голову. Однако на эти таланты гетмана у нас не обращают внимания. А жаль. Благодаря «рутинной» деятельности Мазепы на Левобережной Украине, в Гетманщине, сформировалось ядро модерной украинской нации, сформировалась казацкая элита, которая сыграла важную роль в украинских процессах развития нации. Именно в этом регионе начался процесс формирования современной украинской национальной культуры. Понятно, это не была заслугой исключительно Мазепы. Но и его тоже.
Мазепа-плейбой
Не напрасно в романтической литературе Мазепа выступал как герой-любовник. Хотя с любовью ему не очень везло. Еще в молодые годы у Мазепы была любовная интрижка с какой-то замужней женщиной, и это послужило причиной для скандала. Возможно, из-за этого скандала он вынужден был покинуть двор польского короля Яна Казимира.
Прибыв в Украину, Мазепа женится на богатой вдове, дочери белоцерковского полковника Семена Половца. Сомнительно, что это был брак по любви. Жена Мазепы была не первой молодости, возможно, даже старше его. Но такой брак открывал для Мазепы доступ к старшинской верхушке. От этого брака у Мазепы была только одна дочь, которая умерла задолго до смерти матери.
После смерти жены в 1702 г. Мазепа начал искать себе «вторую половину». В то время он был богатым человеком, находился на вершине власти. Найти пару было ему несложно, даже несмотря на солидный возраст. Он «положил» глаз на свою крестницу Мотрю Кочубеевну, которая по возрасту годилась ему не только в дочери, но и во внучки.
Родители Мотри категорически отказались выдавать дочь за гетмана, сославшись на церковные каноны, по которым крестный отец не имеет права жениться на своей крестнице. Теплые и дружеские отношения с семьей Кочубеев были разорваны. В конечном счете, Василий Кочубей написал донос на Мазепу царю Петру, обвиняя гетмана в измене. Царь не поверил доносу, однако тень на Мазепу была брошена. И, судя по всему, после этого события Петр думал над тем, как бы еще больше ограничить власть своего вассала.
В Батурине существовала и существует легенда, что у Мазепы была любовная интрижка с матерью Мотри, своей кумой Любой Кочубей. Если читать между строк некоторые документы Мазепы, то в них также есть намек на эту интрижку. Поэтому становится понятным нежелание родителей Мотри (прежде всего ее матери) отдавать дочь за Мазепу. Здесь дал о себе знать гонор обиженной женщины. Согласно батуринской легенде, именно Люба Кочубей надоумила своего мужа написать донос на гетмана. Если это действительно так, то любовь к Мотре стоила дорого гетману.
Но не только эта любовь. Потерпев неудачу с Мотрей, гетман быстро нашел себе новую пассию. Очередным его увлечением стала графиня Анна Дольская. В 1706 г., находясь в Дубно, он познакомился с ней и даже стал крестным отцом ее внука. Дольская была уже в летах, как и Мазепа, но не утратила женского очарования. Тот одолжил ей немалую сумму денег. В то же время она стала уговаривать гетмана отойти от царя Петра и стать союзником польского короля Станислава Лещинского, с которым у нее были родственные отношения. Лещинского тогда поддерживал король Карл ХІІ.
Влюбленный Мазепа потерял и голову, и бдительность. Дольская становится тайным посредником между гетманом и Лещинским. Они обмениваются тайными записками. Эротическая история становится политической.
Вам это ничего не напоминает?
В 1708 г. Мазепа дает согласие заключить тайный союз с Лещинским и Карлом ХІІ. Перипетии этого эротически-политического приключения подробно описаны в известном письме соратника Мазепы Пилипа Орлика к митрополиту Стефану Яворскому. Также об этом приключении есть упоминание в доносе Кочубея на Мазепу. Во всяком случае, никто не подверг сомнению его реальность.
Мазепа побежденный
Не стоит считать, что только упомянутое эротически-политическое приключение привело к «предательству» Мазепой царя Петра. Были и другие причины. В украинских войсках, которые воевали вместе с россиянами за пределами Украины, распространялись антироссийские настроения. У Мазепы была информация, что царь хочет ликвидировать Гетманщину и ограничить украинцев в их правах. Однако переходить на сторону Станислава Лещинского и Карла ХІІ в тех условиях, в которых оказался Мазепа в 1708 г., было очень рискованно. Похоже, гетман, который в общем отличался умением анализировать ситуацию, утратил эту способность.
В то время соотношение военных сил было не в пользу шведов. Шведское войско «увязло», воюя на территории Речи Посполитой. Российская же армия была обновлена, выросла количественно и могла противостоять шведским войскам. К тому же Мазепа не мог обеспечить лояльное отношение украинцев к шведской армии и переход основной части своих войск на сторону новых союзников. А еще в Украине находились российские гарнизоны (своеобразный аналог нынешнего Черноморского флота). Россияне вели информационную войну, рассказывая о «предательстве» Мазепы, предавая его анафеме в церквях и т.п.
Документы удостоверяют негативное отношение украинцев к шведским военным. Об этом говорят и произведения фольклорного характера. Шведы для украинцев стали непрошеными чужаками. Особое значение имел фактор конфессиональный. Ведь шведские солдаты и офицеры следовали лютеранскому вероисповеданию, игнорировали иконопоклонение, соблюдение постов и тому подобное. Это трактовалось украинцами как неуважение Бога, ересь.
Переход гетмана, который не пользовался народной любовью, на сторону Карла ХІІ не мог найти надлежащей поддержки. С Мазепой пошли только воинские части, которые были при нем в Батурине, а также, как ни парадоксально, запорожцы, которые до этого времени враждовали с гетманом. Немало украинских военных частей осталось на стороне россиян.
Не будем обращаться к ходу военных действий между россиянами и шведами на украинских землях в 1708-1709 гг. Они хорошо известны. Это и трагедия Батурина, и карательные рейды российских войск, и ликвидация Запорожской Сечи, и Полтавская битва...
Что реально дал переход Мазепы на сторону шведов для Украины? Выиграла ли она от этого или проиграла?
Во-первых, после двадцати лет относительного мира и покоя Левобережье опять стало театром военных действий. То, что с таким трудом строил Мазепа в течение долгого времени, начало разрушаться.
Во-вторых, переход Мазепы расколол украинский социум, который и так не отличался монолитностью. На территории Украины развернулась не просто война между шведами и россиянами, но и война между двумя частями Украины. В некоторых моментах она напоминала войну гражданскую.
«Промазепинская Украина» потерпела поражение. Это дало возможность российской власти еще больше ограничить автономию Гетманщины, а впоследствии вообще ее ликвидировать.
Вместо выводов
Выводы можно не делать. Они — как на ладони. Отмечу только, что нам стоит проанализировать деяния Мазепы. И поучиться на ошибках гетмана. Ведь это и наши ошибки!
Варто задуматись...
Афоризми, вислови, народні прислів’я, приказки, вислови видатних людей про дітей та про права дитини
Світ не загрієш,
Світ не одягнеш,
Світ не нагодуєш,
Але не відпускай голодну дитину,
Не подавши їй шматка.
Не залишай голодну дитину –
Хоч рукою її прикрий,
Не кидай змерзлу дитину, не зігрівши її.
(Грузинська народна пісня)
Хто не поважає молодшого – той і старшого не буде поважати.
(Туркменське народне прислів’я)
Українські народні приказки:
-Нащо ліпший клад, коли в дітках лад.
-Не доспи, не доїж, а дитину потіш.
-Умієш дітей родити – умій же їх навчити.
-Любо й ненці, як дитина в честі.
-Як не навчиш дитину в пелюшках, то й не навчиш і в подушках.
-Учи дітей не страшкою, а ласкою.
-Ніхто не бачить і не чує, як сирота плаче й горює.
-З хати по нитці – сироті свитина.
-Сирітська сльоза не капає дарма.
-Як батька покинеш, то й сам загинеш.
-Потурай малому, то як виросте – буде тебе на старості бити.
-Не той батько, що зродив, а той, що до ума довів.
-Шануй батька й неньку, буде тобі скрізь гладенько.
Вислови видатних людей про дітей
-Майбутнє нації в руках матерів (О. Бальзак)
-Життя коротке, але людина знов і знов переживає його у своїх дітях (В.Сухомлинський).
-Сім’я – це первинне середовище, де дитина повинна вчитися робити добро
(В. Сухомлинський)
-Ставлення до дітей – міра духовної гідності людини. (Я. Бриль)
-Немає на землі більш урочистого, ніж дитяче лопотання. (В. Гюго)
-З усіх аморальних стосунків – ставлення до дітей, як до рабів, є найаморальнішим. (Гегель)
(Ж.-Ж. Руссо).
-Ми не повинні підноситися над дітьми, ми гірші за них.
І якщо ми навчаємо їх будь-чому, щоб зробити кращими, то й вони роблять нас кращими, спілкуючись з нами. (Ф. Достоєвський)
-Багато діточок саме тому потрапляють до державних установ, бо вдома їх б’ють, мучать, морять голодом й принижують. (Д. Варга)
-Ласкою завжди досягнеш більшого, ніж грубою силою. (Езоп)
-Найгірше, чого може навчитись молодь – це легковажність. Бо остання породжує ті задоволення, з яких виростають вади. (Демокріт)
Притчі Соломона (гл. 23, ст. 12)
Упертість невігласів уб'є їх, а безпечність дурнів занапастить їх.
Кожній людині властиво помилятися, але нікому, крім дурнів, не властиво бути впертим у помилці.
Аристотель
Ученість — солодкий плід гіркого коріння.
Сократ
Чого б ти не навчався, ти навчаєшся для себе.
Петроній
Книжки слід не прочитувати, але читати і перечитувати.
Пліній Молодший
Слід читати багато, але не багато що.
Пліній Молодший
Найбільше багатство — розум.
Алі ібн Абі-Таліб
Є книжки, які треба тільки прочитати, є такі, котрі найкраще проковтнути, і лише деякі варто розжувати і перетравити.
Ф. Бекон
Знати багато мов — значить мати багато ключів до одного замка.
Вольтер
Книжки на злобу дня помирають разом із злободенністю.
Вольтер
Коли на світі з'являється справжній геній, то пізнати його можна вже хоча б по тому, що всі тупоголові поєднуються в боротьбі проти нього.
Дж. Свіфт
Наука в розпутній людині є люта зброя чинити зло. Просвіта підносить одну доброчесну душу.
Д. Фонвізін
У людини є лише один тиран — невігластво.
В. Гюго
Навчайтесь і читайте. Читайте книжки серйозні. Життя зробить усе інше.
Ф. Достоєвський
Логіка — це бог мислячих.
Л. Фейхтвангер
Гнучкість розуму може замінити красу.
Стендаль
Серед книжок, як і серед людей, можна потрапити в гарне і погане товариство.
Гельвецій
Епікур календар)
Вислови видатних людей про навчання
“Треба самому багато знати, щоб навчати інших”.
В.Короленко
“Навчання без міркування – даремне, міркування без навчання – небезпечне”.
Конфуцій
“Усюди цінність школи дорівнює цінності її вчителя”.
А.Дістервег
“Учень – це не посудина, яку потрібно наповнити, а факел, який треба запалити”
К.Ушинський
“Мистецтво навчання є мистецтво пробуджувати в юних душах допитливість і потім задовольняти її”.
А.Франс
“Мислить той, кому ставлять розумні запитання.”
Народна творчість
“Найголовніше прищепити смак і любов до науки: інакше ми виховаємо просто віслюків, навантажених книжною премудрістю”
М.Монтень
“Даруй себе дітям! Будь терплячим в чеканні дива і будь готовим до зустрічі з ним в дитинстві!”
Ш.О.Амонашвілі
“Щоб змінити людей, їх потрібно любити. Вплив на них пропорційний любові до них”.
Й.Г.Песталоцці
“Майбутнє наших дітей, майбутнє народу – в руках учителя. В його золотому серці”.
О.Фадєєв
Якщо вчитель поєднує в собі любов до справи і до учня, він - досконалий учитель.
Л. Толстой
Якщо ви володієте знанням, дайте іншим запалити від нього свої світильники.
Т. Фулпер
Учень ніколи не перевершить учителя, якщо бачить у ньому зразок, а не суперника.
В. Бєлінський
Після хліба найважливіше для народу - школа.
Ж. Дантон
Ніколи не соромся запитувати про те, чого не знаєш.
Арабське прислів’я
Я знаю, що нічого не знаю.
Сократ
Чим більше знаєш, тим більше можеш.
Е. Абу
Учітеся, брати мої, думайте, читайте.
Т. Шевченко
Освіта - скарб; праця - ключ до нього.
П. Буаст
Неможливо виростити повноцінну людину без виховання в ній почуття Прекрасного.
Р. Тагор
Крапля довбає камінь не силою, а частим падінням, так людина стає вченою не силою, а частим читанням.
Овідій
Із найбільш диких лошат виходять найкращі коні, аби тільки їх як слід виховати й виїздити.
Плутарх
Виховання - велика справа: воно вирішує долю людини.
В. Бєлінський
Я зробив усе, що міг; хай хто може, зробить краще.
Овідій
Я бажав би, щоб смерть застала мене за роботою в полі.
М. Монтень
Уранці, коли пробуджуєшся, спитай себе: «Що я маю зробити?» Увечері, перше ніж заснути: «Що я зробив?»
Піфагор
Соромно людині, якщо їй радять у працелюбності наслідувати мурашку, подвійно соромно, якщо вона цієї поради не дотримується.
Талмуд
Праця пом’якшує горе.
Цицерон
Лиш праця світ таким, як є, створила. Лиш в праці варто і для праці жить.
І. Франко
Кожна людина народжується для якогось діла.
Е. Гемінґвей
І я бачив - нема чоловікові кращого, як ділам своїм радіти, бо це доля його!
Старий Завіт (Екл. 3. 22)
І труд, і піт благословен.
М. Рильський
Хто навчає і не виконує того, чого навчає, схожий на курку, яка, маючи крила, не літає.
Східна мудрість
Тоді людина стає кращою, коли ви покажете їй, яка вона є.
А. Чехов
Дитина, яка терпить менше образ, виростає людиною, яка більше усвідомлює свою гідність.
М. Чернишевський
Вихователь не чиновник, а якщо він чиновник, то він не вихователь.
К. Ушинський
Люди, розбещені в дитинстві, зберігають особливий відбиток до кінця життя.
І. Тургенев
Дітей не відлякаєш суворістю, вони не переносять тільки брехні.
О. Толстой
Усяка школа славна не числом, а славою своїх учнів.
М. Пирогов
Чи не від того люди мордують дітей, а інколи й дорослих, що їх так важко виховувати, а шмагати так легко? Чи не помщаємося ми покаранням за нашу нездатність?
О. Герцен
Немає настільки поганої людини, яку б добре виховання не зробило кращою.
В. Бєлінський
Школа - це майстерня, де формується думка підростаючого покоління, треба міцно тримати її в руках, якщо не хочеш випустити з рук майбутнє.
А. Барбюс
Ліниві завжди бувають людьми посередніми.
Вольтер
Жити - значить працювати. Праця є життя людини.
Вольтер
Нехай учитель поспішає до дітей, радіє кожній зустрічі з ними, тоді й діти поспішатимуть у школу і щиро радітимуть кожній зустрічі зі своїм учителем.
Ш. Амонашвілі
Мудра людина не робитиме іншим того, чого вона не бажає, щоб зробили їй.
Конфуцій
Прокладай шлях до розуму людини через її серце.
Ф.Честерфілд
Відкриття народжуються там, де закінчуються знання вчителя й починається нове знання учня.
К.Федін
Вчаться у тих, кого люблять.
Ти можеш!» - повинен нагадувати вчитель учневі.
«Він може!» - повинен нагадувати колектив.
«Я можу!» - повинен повірити в себе учень.
В.Шаталов
Сучасний урок - це твір мистецтва, де педагог уміло використовує всі можливості для розвитку особистості учня
Наші знання - це сума того, чого ми навчилися, й того, що ми забули.
М.Ебнер-Ешенбах
Учитель - бджілка, знання учнів - мед.
«Урок - перше вогнище, зігрівшись біля якого людина прагне стати мислителем»
Г.О. Пуліна
Ніщо велике ніколи не було досягнуто без ентузіазму.
Р.Емерсон
Скільки б ти не жив, усе життя слід навчатися.
Сенека
Хто навчається без книги, той черпає воду решетом.
Пам'ятай: усі ми разом розумніші, ніж кожен із нас.
Гордон Драйден
Виживає не сильніший і не розумніший, а той, хто най краще реагує на зміни, що відбуваються.
Гордон Драйден
Коли людина мислить, вона має сумнів, але вона впевнена, коли діє.
А.Франц
Якщо ти віднайдеш у своєму серці турботу про когось іншого, ти досягнеш успіху.
Мая Ангелоу
Найперше, що має зробити вчитель, - це розвинути в учня дух допитливості.
Д.Менделєєв
Інноваційна діяльність - це гарно організована, раціональна і систематична робота
П.Друкер
Творчість - це не розкіш для обраних, а загальна біологічна потреба, інколи не усвідомлена нами
Г. Іванов
Учитель - це людина, котра вирощує дві думки там, де раніше зростала одна.
Е.Хоббард
Завдання школи - навчити жити. Ми повинні ви ховати Людину, здатну створити своє особисте життя.
П.Блонський
Будь найкращим, набувай багатства, але залишайся скромним.
Гордон Драйден
Творчості, як і будь-якої діяльності, можна навчитися.
Г.Апьтшуллер
Багато чого я навчився у своїх наставників, ще більше у своїх товаришів, та найбільше у своїх учнів з Талмуду
Одноманітність у роботі стомлює не лише учня, але й учителя
Дитина - це явище в нашому житті, а не випадковість.
Ш.Амонашвілі
Успіх приходить до того, хто робить те, що найбільше любить.
М.Форбс
Найголовніша формула успіху - знання «як поводитися з людьми».
Т.Рузвельт
Авторитет приходить від розуму, а не розум від авторитету.
Вчення моє полягає лише в тому, щоб мати чисте серце і любити свого ближнього як самого себе.
Конфуцій
Навчання - це зміна здивування розумінням.
В.Кротов
Дитина - це дзеркало морального життя батьків
Розум не має ціни, а виховання кордонів
Всередині нас криються потенційні творчі можливості, й ми повинні працювати щосили, щоб розкрити цей потенціал
Мартін Лютер Кінг
Кожна людина має відчути, що вона мусить знайти свою життєву місію
Мартін Лютер Кінг
Даруй себе дітям! Будь терплячим і будь готовим до зустрічі з ними в дитинстві.
Ш.Амонашвілі
Розум являє собою суму найкращих наших почуттів.
П. Шеллі
Немає нічого, що не долалось би працею.
Духовність - храм душі людської, душа людини - це святе
Пам'ятки учням
ПАМ`ЯТКА УЧНЮ
Це треба пам`ятати кожному учню
Схема аналізу історичних фактів, подій, явищ та процесів
Історичний факт – першоцеглинка історичних знань. Він непотворний, як неповторні простір і час, де він протікає, оскільки вони перебувають у постійному русі.
Історична подія – сукупність логічно завершених та обмежених у просторі й часі історичних фактів.
Історичне явище – комплекс аналогічних історичних фактів або їх ознак, які зберігалися чи зберігаються протягом певного часу та в певному просторі (території).
Історичний процес – ланцюг взаємопов’язаних у часі й просторі причинно-наслідковими зв’язками історичних подій і явищ:
• коли відбувалися чи проходили ці факти, події, явища чи процеси;
• де вони проходили;
• за яких історичних обставин вони проходили; які події пройшли напередодні;
• який розвиток вони отримали надалі;
• яка соціальна верства чи верстви були основними учасниками події;
• яку роль відіграли тут історичні особи та чиї інтереси вони відображали;
• який слід залишили ці факти, події чи процеси в історії регіону, країни чи світу;
• випадковим чи закономірним був саме такий перебіг подій та які вони мали наслідки;
• які альтернативи розвитку існували за тих історичних умов; а як би повелися Ви за таких умов?
Схема аналізу подій з хронологічної точки зору (локалізація подій у часі)
• коли пройшли ці події, як довго вони тривали, в якій послідовності проходили;
• на який період історії людства вони припадають;
• як ця подія співвідноситься з іншими подіями чи процесами;
• як ця подія кореспондується з однотипними подіями чи процесами вітчизняної та регіональної історії;
• складання хронологічних чи синхроністичних простих чи складних таблиць.
Схема аналізу історичного документу
• Хто автор цього документу? Чиї інтереси він захищає?
• Про що розповідається в документі? Яка сторона події чи явища замовчується?
• Коли написаний цей документ? Як могли вплинути на нього автори, історичні події чи загальна ситуація в цей період?
• Де відбувалася подія, про яку йдеться в документі?• Якими мотивами керувався автор документу?
• Як цей документ кореспондується з іншими свідченнями про ці факти, подію, явище чи процес?
Складання історичного портрету
• Історичні умови, виклики та вплив оточуючого суспільного середовища на формування особистості історичної постаті. Особистісні якості історичного діяча та умови їх становлення та формування.
• Цілі діяльності та можливості їх досягнення.
• Якими засобами та шляхами досягається поставлена мета.
• Основні результати діяльності історичної особи для регіону, країни чи світу.
• У чому значення діяльності цієї особистості.
• Яке Ваше ставлення до цієї особи як людини та як історичного діяча?

Комментариев нет:
Отправить комментарий